Инструктивно-методическое письмо Министерства Образования республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году»
Приложение 6
Особенности организации
образоваТельного процесса при изучении учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА»
Важнейшими
задачами, реализуемыми в процессе
изучения учебного предмета «Информатика», являются:
- формирование
теоретических знаний и практических умений учащихся в области теоретической
информатики, алгоритмизации и программирования, информационно-коммуникационных технологий;
- формирование
ключевых компетенций в сфере информационных технологий;
- развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- формирование
представлений об информатике как части общечеловеческой культуры, понимания
значимости информатики для развития общества.
В 2016/2017
учебном году используются следующие учебные программы:
для VI класса:
Вучэбная праграма
па вучэбным прадмеце «Інфарматыка» для VI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай
навучання і выхавання // Зборнік «Вучэбныя праграмы па
вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай
мовай навучання і выхавання. VI клас». – Мінск : Нацыянальны
інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Информатика» для VI класcа учреждений общего
среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник «Учебные
программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с
русским языком обучения и воспитания.
VI класс». – Минск :
Национальный институт
образования, 2016;
для VII–IХ классов:
Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі
з беларускай мовай навучання. Інфарматыка. VI–XI класы. – Мінск :
Нацыянальны
інстытут адукацыі, 2012;
Учебная
программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.
Информатика. VI–XI классы. – Минск : Национальный институт образования,
2012;
для Х класса:
Вучэбная праграма
па вучэбным прадмеце «Інфарматыка» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай
навучання і выхавання // Зборнік «Вучэбныя праграмы па
вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай
мовай навучання і выхавання. Х клас (базавы ўзровень)». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;
Учебная программа по учебному предмету «Информатика» для Х класcа учреждений общего
среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник «Учебные
программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с
русским языком обучения и воспитания.
Х класс (базовый
уровень)». –
Минск : Национальный институт образования,
2015;
для ХI класса:
Вучэбная праграма
па вучэбным прадмеце «Інфарматыка» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай
навучання і выхавання // Зборнік «Вучэбныя праграмы па
вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай
мовай навучання і выхавання. ХI клас (базавы ўзровень)». – Мінск :
Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Информатика» для ХI класcа
учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания
// Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего
среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (базовый
уровень)». – Минск : Национальный институт образования, 2016.
С пропедевтической целью рекомендуется в V классе проводить факультативные
занятия, используя учебную программу «Введение в информатику» (http://www.adu.by
/ Педагогам / Учебно-методическое
обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html / Учебные программы
факультативных занятий / Информатика). Это
позволит учителю организовать необходимую начальную теоретическую и
практическую подготовку учащихся к последующему изучению учебного предмета
«Информатика».
В 2016/2017 учебном году изучение учебного предмета «Информатика» в VI
классе осуществляется по новой учебной программе. В
связи с последовательным введением в содержание образования принципов,
реализующих относительную завершенность на II ступени общего среднего
образования в контексте компетентностного подхода, внесены соответствующие
изменения в учебную программу и примерное календарно-тематическое планирование.
№ п/п
|
Название темы в учебной
программе
|
Изменения в содержании
|
|
2012 года
|
2016 года
|
||
1
|
Введение в информатику (2 ч)
|
Информация
и информатика (2 ч)
|
Данные
Организация работы в компьютерном классе
|
2
|
Первоначальные приемы работы
с персональным компьютером (6 ч)
|
Приемы работы с цифровыми устройствами (2 ч)
|
Понятие о
файловых менеджерах. Способы отображения файловой структуры. Правила записи
имен файлов в операционной системе. Понятие об операциях с файлами и папками
Цифровые устройства. Сенсорные панели и экраны. Совместное использование
цифровых устройств и компьютера
|
3
|
Обработка графической
информации (7 ч)
|
Обработка растровых
изображений (5 ч)
|
Понятие
о форматах графических файлов
|
4
|
Обработка текстовой
информации (10 ч)
|
Создание текстовых документов
(5 ч)
|
Понятие
текстового документа
Печать
текста
|
5
|
|
Интернет. Электронная почта
(3 ч)
|
Понятие
сети Интернет. Сервисы сети Интернет: World Wide Web, электронная почта; их
назначение
Понятия
«веб-страница», «веб-сайт», «адрес сайта». Использование браузера для
просмотра веб-страниц
Понятие об
электронной почте. Адрес электронной почты. Создание и использование
электронного почтового ящика. Элементы электронного письма
Сетевой этикет и меры безопасности при работе в сети Интернет
|
6
|
Тема 5. Основы алгоритмизации
и программирования (8 ч)
|
Алгоритмы и исполнители (8 ч)
|
Среда
программирования и справочная система среды программирования Исполнитель
Чертежник, система команд исполнителя
Изменение готовых алгоритмов. Использование вспомогательных алгоритмов
(подпрограмм)
|
7
|
–
|
Компьютерные презентации (8
ч)
|
Понятие
презентации. Цели и задачи презентации. Понятие компьютерной презентации.
Возможности программы создания презентации. Элементы интерфейса
Шаблоны и
цветовые схемы
Создание
презентации с элементами мультимедиа: текст, графика, звук, видео. Эффекты
анимации. Основные требования к компьютерной презентации
Создание
презентаций по темам различных учебных предметов
|
К 2016/2017 учебному году выйдет новое учебное пособие для VI класса. До выхода данного пособия для
организации образовательного процесса в VI классе можно использовать пособие «Информатика: учебное пособие для 6-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским
языком обучения / А.Е.Пупцев [и др.]. - Минск: Народная асвета, 2008», а также дополнительные
материалы, размещенные на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Информатика)
Преподавание информатики в X
классе продолжается по учебной программе, которая использовалась в 2015/2016 учебном году. Изменения в учебной
программе связаны с изучением темы «Аппаратное и программное обеспечение компьютера».
Для проведения занятий по данной
теме следует использовать материал главы 1 учебного пособия [Информатика. 9 класс. Г.А. Заборовский, А.И. Лапо, А.Е. Пупцев.
– Минск : Нар. асвета. – 2009. – 192 с.].
В 2016/2017
учебном году изучение учебного предмета «Информатика» в ХI классе осуществляется по новой учебной программе.
Программа претерпела незначительные изменения по структуре и содержанию.
Изменилась последовательность изучения тем:
Тема 25.
Информационные системы и технологии.
Тема 26. Основы
алгоритмизации и программирования.
Тема 27.
Хранение и обработка информации в базах данных (добавлен 1 час).
Тема 28. Основы
веб-конструирования.
Изменилось место контрольной работы. Предполагается ее проведение после
темы 27.
Предусмотрена возможность изучения учебного предмета «Информатика» на повышенном уровне в X-ХI классах за счет
факультативных занятий. Программы факультативных занятий, предназначенные для
организации образовательного процесса на повышенном уровне, размещены на
Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое
обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html / Учебные программы факультативных занятий / Информатика).
Полезную
информацию при подготовке к урокам учитель может найти на следующих
интернет-ресурсах:
1.
http://e-vedy.adu.by/ – Национальный
образовательный портал. Электронные образовательные ресурсы.
Предлагаем
использовать в образовательном процессе материалы работ победителей заключительного
этапа XI Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»:
«Интерактивное
пособие по информатике «Основы анимации» (Пузиновская Светлана Григорьевна,
учитель информатики, Злобин Роман Юрьевич, учащийся 9 класса ГУО «Средняя школа
№4 г. Дзержинска» Минской области);
«ЧЯРис
– учимся программировать через рисование» (Логвиненко Андрей Владимирович,
Копиченко Ольга Леонидовна, учителя информатики ГУО «Гимназия № 56 г. Гомеля»).
При реализации
образовательных программ общего среднего образования при изучении учебного
предмета «Информатика» класс делится на группы в
соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования.
При организации образовательного процесса по учебному предмету
«Информатика» необходимо провести обучение учащихся всех
классов правилам безопасного поведения при нахождении в кабинете информатики, о
чем в классном журнале в начале
каждой четверти учебного года делается запись «Обучение правилам безопасного поведения в
компьютерном классе» (или «ОПБП»).
Организация
учебных занятий по учебному предмету «Информатика» должна соответствовать
Санитарным нормам и правилам «Требования при работе с видеодисплейными
терминалами и электронно-вычислительными машинами» и
гигиеническому нормативу «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров
при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными
машинами», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики
Беларусь от 28.06.2013 № 59.
Домашнее задание по учебному предмету
«Информатика», требующее использования компьютера, учащимся не задается.
Контрольные работы по учебному предмету «Информатика»
могут включать теоретические вопросы, ответы на которые даются в письменной
форме (или тесты в электронном виде при проведении тестирования на компьютере),
и (или) практические задания, которые выполняются на компьютере.
Контрольные работы оформляются на электронном
(практические либо тестовые задания) и бумажном носителях (теоретические
вопросы) и хранятся в учреждении общего среднего образования до конца текущего
учебного года соответственно в электронном виде и на бумажном носителе.
Итоговая отметка за контрольную работу выставляется с учетом выполнения
письменных заданий на предложенные теоретические вопросы либо тестовых заданий
и практических заданий.
Контрольные работы проверяются у каждого
учащегося. Итоговая отметка выставляется на бумажном носителе с учетом ответов
на теоретические вопросы, выполнения практических заданий и заносится в
классный журнал.
Основными задачами методической деятельности в
2016/2017 учебном году являются:
– совершенствование образовательного процесса по информатике с
учетом эффективного педагогического опыта;
– реализация компетентностного подхода в преподавании учебного
предмета;
– методическое сопровождение роста профессиональной компетентности
учителей и их успешной аттестации.
В рамках организации методической работы с учителями информатики в
2016/2017 учебном году следует особое внимание уделить повышению качества
образования учащихся.
На заседаниях методических объединений
учителей информатики целесообразно обсудить следующие вопросы:
использование
«облачных» интернет-технологий на уроках информатики;
использование
вебинаров в процессе обучения информатике;
использование
сервисов Web
2.0. в работе учителя информатики;
сетевое
взаимодействие учителей и учащихся как форма организации внеклассной работы по
учебному предмету «Информатика»;
особенности
компетентностного подхода в преподавании информатики;
эффективный
опыт преподавания информатики на повышенном уровне
в условиях организации профильного обучения в учреждениях общего среднего
образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий